Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Из четырех предложенных химических элементов три можно объединить в одну группу (по их процентному содержанию в живых организмах). Укажите элемент, который не входит в эту группу:
В бесполом размножении могут участвовать:
Одноклеточный организм изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 |
Выберите верные утверждения:
а — рост корня в длину осуществляется за счет деления клеток верхушечной меристемы
б — боковые корни берут начало от стебля, листьев, видоизмененных побегов
в — корни-присоски развиваются у растений-паразитов
Выберите признаки, возникшие как результат действия биологических факторов антропогенеза:
а — прямохождение
б — выступающий узкий нос у представителей европеоидной расы
в — смещенное к центру основания черепа затылочное отверстие
г — членораздельная речь
Укажите правильно составленную пару, определяющую стадию митоза и её описание:
Выберите утверждения, верно характеризующие популяцию:
а — удельная смертность — это количество особей, погибших за единицу времени в расчете на одну особь
б — если в популяции преобладают пострепродуктивные особи, это может свидетельствовать о неблагоприятных условиях существования
в — падение плотности популяции ниже оптимальной всегда приводит к ее вымиранию
Угроза обморожения выше при морозной погоде с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Это пример:
В организме человека моча из извитого канальца второго порядка поступает непосредственно в:
В качестве примера вторичной экологической сукцессии можно рассмотреть сукцессию, которая начинается на:
Микрофиламенты, в отличие от микротрубочек:
а) образованы двумя белковыми нитями, спирально закрученными одна вокруг другой;
б) входят в состав цитоскелета эукариотической клетки;
в) состоят из молекул тубулина;
г) могут быстро распадаться на отдельные белковые молекулы и вновь собираться.
Укажите пару насекомых, развивающихся с неполным превращением:
Если цифрой 1 обозначить хрусталик глаза человека, 2 — стекловидное тело, 3 — глазное яблоко, то правильное взаиморасположение этих структур будет отображать схема, обозначенная буквой:
У лягушки озерной:
а) нет грудной клетки;
б) газообмен происходит в легких и через кожу;
в) на поверхности полушарий переднего мозга имеется развитая кора;
г) глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой;
д) развитие прямое, без личиночной стадии.
К биогенному веществу биосферы относится(-ятся):
Определите, какой тип связей популяций в биоценозах описан в каждом примере:
А) перенос плодов лопуха лисицами
Б) поедание древесины сосны личинками жука усача
В) использование синицей шерсти собаки для постройки гнезда
Г) создание елью благоприятных условий для произрастания такого тенелюбивого растения, как кислица
1) топические
2) форические
3) фабрические
4) трофические
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A4Б3В2Г1.
Установите вклад в развитие биологии следующих ученых:
А) Р. Вирхов
Б) Э. Геккель
В) И. И. Мечников
1) открыл явление фагоцитоза
2) сформулировал правило экологической пирамиды
3) является одним из авторов биогенетического закона
4) дополнил клеточную теорию положением о том, что дочер-
ние клетки образуются путем деления материнских клеток
Классифицируйте организмы и укажите четыре растения, которые относятся к одному и тому же отделу:
1) пырей; 2) береза; 3) сирень; 4) спирогира; 5) тимофеевка; 6) лиственница.
Экологическая пирамида охотничьего угодья имеет следующий вид:
Консументы второго порядка 9,3 · 103 кДж |
Консументы первого порядка |
Продуценты 1,5 · 105 кДж |
Используя данные пирамиды, определите, разрешение на отстрел скольких лисиц (консументов второго порядка) можно выдать для восстановления экологического равновесия, если известно, что в теле одной лисицы сохраняется 300 кДж полученной энергии. Процесс трансформации энергии с одного трофического уровня на другой протекает в соответствии с правилом Р. Линдемана.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 12.
Определите, какой способ видообразования описывает каждый пример:
А) по каждую сторону от Панамского перешейка морские беспозвоночные представлены различными, хотя и близкородственными видами
Б) некоторые популяции лососей нерестятся не ежегодно, а через год, при этом в одно и тоже место на нерест в четный год приходит одна популяция, а в нечетный — другая
B) совместно существуют диплоидная, триплоидная и тетраплоидная расы земляники лесной, причем триплоиды по мощности развития вегетативной массы превосходят диплоиды и тетраплоиды
1) симпатрическое
2) аллопатрическое
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например А2Б1В1... .
Под плоидностью понимают количество одинаковых наборов хромосом в ядре клетки. Плоидность соматических клеток растения — 2. Укажите плоидность клетки антиподы, расположенной в зародышевом мешке на противоположном от яйцеклетки полюсе.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 64 потомка, среди которых 4 черных цыпленка без хохла, 8 — пестрых без хохла, 12 — белых хохлатых. Сколько черных хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Выберите два признака, которые являются общими для инфузории туфельки и хлореллы:
1) фотоавтотрофность
2) половой процесс — конъюгация
3) наличие мембранных органоидов
4) место обитания — пресные водоемы
5) органоиды передвижения — реснички
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
В лаборатории студенты изучают полиплоидию. В их распоряжении имеется восемь образцов клеток тысячелистника, содержащих разное количество хромосом:
1)9; 2)17; 3)19; 4)27; 5)36; 6)16; 7)38; 8)54.
Укажите номера трех образцов, которые являются объектами исследования студентов, если известно, что в кариотипе диплоидного вида тысячелистника 18 хромосом.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Выберите два примера комбинативной изменчивости:
1) изменение густоты шерсти при сезонной линьке
2) рождение голубоглазого ребенка у кареглазых гетерозиготных родителей
3) появление одного фиолетового лепестка у белоцветковой узамбарской фиалки
4) появление коротконогого барашка при скрещивании гомозиготных овец с ногами обычной длины
5) появление ребенка с I группой крови у родителей, имеющих II группу крови
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Укажите названия костей (частей скелета), обозначенных на схеме скелета млекопитающего буквами А—Г:
1) таз
2) плечо
3) бедро
4) голень
5) предплечье
6) фаланги пальцев
7) шейный позвонок
8) поясничный позвонок
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца (рисунка). Помните, что некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Сердечный индекс определяется как отношение массы сердца к массе тела, выраженное в процентах.
Проанализируйте приведённые на графике показатели. Выявив общую закономерность, расположите следующих животных в порядке повышения их сердечного индекса:
1) кряква
2) голубь сизый
3) журавль серый
4) ласточка деревенская
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Для лечения пиелонефрита лекарственный препарат ввели путем инъекции в ягодичную мышцу. Проследите путь перемещения лекарства в организме человека до органа-мишени, выбрав семь подходящих элементов из предложенных:
1) аорта
2) легочная артерия
3) почечная артерия
4) капилляры легких
5) верхняя полая вена
6) нижняя полая вена
7) левая половина сердца
8) правая половина сердца
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 413... .
Пастбищная цепь питания экосистемы состоит из следующих звеньев (перечислены в случайном порядке!): белянка, капуста, куница, скворец. В экосистеме обитает 25 пар скворцов. Определите, сколько энергии (кДж) должно быть заключено в биомассе съеденных продуцентов, чтобы обеспечить прирост каждого скворца на 10 г, если в данной пищевой цепи соблюдается правило 10 %, а в 100 г любого консумента заключено 400 кДж энергии.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 140000.
Белок состоит из 80 аминокислотных остатков. Какую длину (нм) имеет кодирующий его участок транскрибируемой цепи ДНК, если один виток двойной спирали ДНК включает 10 пар нуклеотидов и имеет длину 3,4 нм? Стартовый кодон и стоп-кодон при расчетах не учитывайте.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробные числа округляйте до целых), единицы измерения не указывайте. Например: 14.
В процессе гликолиза образовалось 240 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько молей СO2 образовалось в ходе этапа дыхания, протекающего в митохондриях, при полном окислении этого количества пировиноградной кислоты.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте.
Например: 150.
Фрагмент молекулы ДНК (двойная спираль) содержит 150 адениловых нуклеотидов, что составляет 30% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте. Определите количество пуриновых азотистых оснований, содержащихся в данном фрагменте ДНК.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа, единицы измерения не указывайте. Например: 150.
Укажите, из клеток какого зародышевого листка развиваются приведенные органы и ткани позвоночных животных:
A) почка
Б) щитовидная железа
B) эпителий тонкой кишки
1) энтодерма
2) эктодерма
3) мезодерма
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например:А5Б5ВЗ.
Человек непроизвольно отдернул руку от горячего предмета. Установите последовательность прохождения нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса от рецепторов кожи к скелетным мышцам, используя все предложенные элементы:
1) спинномозговой ганглий
2) аксон вставочного нейрона
3) аксон двигательного нейрона
4) передние рога спинного мозга
5) аксон чувствительного нейрона
6) дендрит чувствительного нейрона
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 214... .
Укажите растения, имеющие сухой многосемянный вскрывающийся двумя створками плод:
1) мак;
2) овес;
3) липа;
4) капуста;
5) подсолнечник;
6) пастушья сумка.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Укажите недостающее звено в последовательности, определяющей систематическое положение осьминога обыкновенного:
царство Животные → тип ... → класс Головоногие.
Ответ запишите словом в форме именительного падежа.
Укажите примеры специфического иммунного ответа организма человека:
1) повышение уровня глюкозы в крови при сахарном диабете;
2) связывание антигенов с антителами, выработанными плазмоцитами;
3) удаление микроорганизмов из дыхательной системы во время кашля;
4) появление пузыря, заполненного жидкостью, при термическом ожоге;
5) выработка иммуноглобулинов после вакцинации против туберкулеза.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 15.